Причастия и сложноподчиненные предложения в турецком языке
Раздел включает причастия, сложноподчинённые предложения, условные формы, пассив, побудительные конструкции и косвенную речь. Владея этими элементами, можно не только описывать действия и события, но и придавать речи более тонкую структуру и выразительность.
Причастия и деепричастные обороты
Причастия в турецком языке образуются путём добавления к основе глагола соответствующих суффиксов, которые зависят от времени или вида действия. Чаще всего встречаются формы на -en/-an (для активного причастия настоящего времени) и -miş / -acak / -dık (для прочих временных ориентиров). Эти формы могут выполнять функцию определения при существительном: okuyan öğrenci («ученик, который читает»), gelmiş adam («человек, который пришёл»).
Деепричастия (zarf-fiil) передают дополнительное действие, сопровождающее основное. Примеры часто встречаются с суффиксами -ken («пока»), -ince («когда/после того как»), -eli («с тех пор как»). С их помощью можно компактно выразить несколько действий в одном предложении: Kitap okuyorken müzik dinliyorum («Пока читаю книгу, слушаю музыку»).
Сложноподчинённые предложения и союзы
Сложноподчинённые предложения строятся с использованием союзов и специальных конструкций, позволяющих связывать две и более части с разными смыслами. Часто встречаются варианты с «ki» (функциональный союз, который можно приблизительно сравнить с русским «что» или «чтобы»): Duydum ki yarın yağmur yağacak («Я слышал, что завтра пойдёт дождь»).
Другие распространённые союзы и союзные слова: çünkü («потому что»), ancak / fakat («однако»), eğer («если»). Важно следить за порядком слов: в турецком языке придаточное предложение может стоять перед главным, а глагол основного действия обычно находится в конце всей конструкции.
Условные предложения (–se/–sa)
Условное наклонение передаёт идею «если... то...» и образуется суффиксом –se или –sa, который присоединяется к глаголу перед личным окончанием. Существует несколько видов условных конструкций, в зависимости от степени вероятности события.
Пример с реальным условием: Gelirsen sana yardım ederim («Если ты придёшь, я тебе помогу»). Если условие относится к прошлому и не сбылось, используют прошедшие формы: Gelseydin sana yardım ederdim («Если бы ты пришёл (но не пришёл), я бы тебе помог»). Условные фразы могут сочетаться с отрицанием и вопросами, что делает речь более гибкой и выразительной.
Страдательный залог (пассив) и побудительные формы
Страдательный залог (пассив) показывает, что действие совершается над субъектом. Чаще всего используется суффикс -l или -ıl/-il/-ul/-ül, присоединяемый к основе глагола. Пример: Yapmak («делать») → yapılmak («быть сделанным»). В некоторых случаях корень может немного меняться из-за фонетических законов.
Побудительные формы (causative) выражают, что действие совершается по воле говорящего или что кто-то заставляет/просит другого выполнить действие. Часто встречается суффикс -dir/-tır/-tir/-dur: yazmak («писать») → yazdırmak («заставлять писать», «давать писать»). Такая конструкция помогает говорить об организациях или обстоятельствах, которые вызывают действие: Hoca öğrencilere çok ödev yazdırıyor («Учитель заставляет учеников писать много заданий»).
Косвенная речь и эмоционально-оценочные конструкции
Косвенная речь в турецком языке строится с помощью форм прошедшего времени -miş или с союзом «diye» и глаголами, выражающими речь (söylemek, demek, düşünmek, sanmak). Часто используется сочетание: Ali dedi ki... («Али сказал, что...») или Ali gelmiş, duydum («Слышал, что Али пришёл», передача чужих слов).
Эмоционально-оценочные конструкции появляются, когда говорящий выражает удивление, сомнение или личную оценку. Может использоваться сочетание прошедшего -miş с частицами meğer («оказалось»), herhalde («видимо»). Эти элементы передают субъективное отношение к происходящему: Meğer o da gitmiş («Выяснилось, что он тоже ушёл»).
Согласование времён и нюансы употребления
Важно уметь согласовывать время в главном и придаточном предложениях, особенно в сложных конструкциях, где встречаются формы -miş, -di, -iyor, -acak и т. д. Пример: Dedim ki yarın geleceğim («Я сказал, что приду завтра») требует, чтобы форма глагола «приду» соответствовала будущему времени, а глагол «сказал» указывал на прошедшее (-di).
Стоит также следить за переходом от прямой речи к косвенной: “Yarın geleceğim” dedim превращается в косвенную форму Yarın geleceğimi söyledim, где появится притяжательный суффикс + -i (знаковое присоединение, указывающее на то, что информация относится к говорящему).
Заключение
Изучение сложных грамматических конструкций выводит речь на новый уровень. Причастия и деепричастия позволяют компактно объединять несколько смысловых элементов, сложноподчинённые предложения помогают детально выражать мысли, а условные формы, пассив и побудительные суффиксы расширяют возможности передачи оттенков значения.
Косвенная речь даёт умение говорить о том, что услышал от других, сохраняя или меняя форму выражения. Чтобы все эти конструкции вошли в активный словарный запас, необходима регулярная практика: стоит читать тексты, обращать внимание на грамматические элементы в речи носителей и самостоятельно составлять примеры для каждой из перечисленных структур.
Учите турецкий с LINGOBOT 👀
Изучайте грамматику на сайте. Здесь нет рекламы и это бесплатно.
Используйте телеграм-приложение для пополнения словарного запаса.
Тренажер слов LINGOBOT построен на базе интервальной системы тренировок. Интервальный способ изучения слов позволяет раз за разом улучшать качество усвоения лексики, и спустя 1-2 месяца интенсивных занятий, начать применять словарный запас на практике. Версия с ограничениями бесплатна.